-->
23 марта 2008

Что такое "франчайзинг"

Это система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов:

франчайзера, который лицензирует или продает свою торговую марку, бизнес-систему и ноу-хау,

и франчайзи, который выплачивает франчайзеру первоначальную франшизную плату и затем текущие роялти за право ведения бизнеса.

Франчайзинг представляет собой систему, предоставляющую проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Франчайзинг предлагает испытанные, проверенные в деле "рецепты бизнеса", которые можно применять многократно в конкретных филиалах франшизной системы. При этом франчайзер делится с франчайзи своим опытом - позитивным и негативным, - предоставляя ему структуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессе функционирования. Именно поэтому иметь франшизное предприятие предпочтительнее, чем независимое: У франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и, таким образом, сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.

Мировым лидером в развитии системы франчайзинга являются США. Первым франчайзингом там считается производство швейных машин "Зингер". Между прочим, в США почти 80% новых предприятий становятся банкротами после пяти-семи лет функционирования. А среди предприятий франшизных систем 90% выживают. Франчайзинг становится мощным источником создания и развития новых предприятий. Уже в 1951 году во Франции насчитывалось 600 франшизных систем, включающих более 30 000 предприятий. В Великобритании - 432 системы, 18 600 филиалов. В США с 1975 года по 1995 год общее количество служащих франчайзинговых предприятий увеличилось с 3,5 до 8 миллионов человек, что в среднем составляет 10 человек на одно предприятие. По данным IFA (Международной франчайзинговой ассоциации), во франчайзинге к 2000 году прибыль составит один триллион долларов. На ниве российского франчайзинга одним из первопроходцев и старожилов является небезызвестный господин Довгань: его "Дока-пицца" и "Дока-хлеб" - первый российский франчайзинг, насчитывающий более 300 филиалов. Прогуливаясь по Нижнему, обрати внимание, читатель, на яркие вывески, украсившие нижегородские улицы: "Макдональдс", "Пицца Хат", "Рибок", "Ле Монти", "Баскин Робинз"... Франчайзинг завоевывает российские просторы! Касаясь вопроса законодательной базы российского франчайзинга, хочу адресовать читателей ко второй части Гражданского Кодекса РФ. Там, в главе 54 "Коммерческая концессия" (ст. 127-1040), даны основные положения, регламентирующие договорные отношения в сфере франчайзинга.

Тем, кто заинтересовался таким способом ведения бизнеса, советую прочитать книгу Мартина Мендельсона "Руководство по франчайзингу" (Москва, "Сибли Интернешнл Инк.", 1995). Эта книга, по словам президента Британской ассоциации франчайзинга Дерека Эзры, "... может служить полным и авторитетным источником по данной проблематике для всех, кто интересуется франчайзингом как формой предпринимательства".

Т. Припорова
Материал взят с сайта http://www.bportal.ru


Внимание!
По вопросу размещения интересных материалов обращайтесь.