Устав женского монастыря

Внимание! Полная версия данного документа так же, как и других 1971 документа, присутствует в платной оффлайн версии базы данных договоров. Её стоимость 900 рублей. Оплата удобными для Вас способами. Существует демо-версия.

С этим документом просматривают: Устав управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме общества с ограниченной ответственностью

                                                 ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
                            ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО _____________,
                            АРХИЕПИСКОПА _________________________

                                                         Утвержден
                                            ______________________
                                            от "__"________ ___ г.
                                                ________ N _______


УСТАВ <*>
________________ женского монастыря


Г. _________________


--------------------------------
<*> Устав разработан в соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Уставом Русской православной церкви с целью государственной регистрации монастыря при создании или перерегистрации, как законной религиозной организации.
При работе над Уставом авторы:
- признают особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
- уважают христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России;
- считают важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Православный женский __________ монастырь - это религиозная организация, в которой проживает и осуществляет свою деятельность христианская община, состоящая из лиц женского пола, объединенных посредством обетов целомудрия, нестяжания и послушания и посвятивших себя молитве, труду и благочестивой жизни.
______________ женский монастырь, именуемый далее Монастырь, является учреждением, созданным ____________ (централизованной религиозной организацией) в соответствии со своим Уставом, имеющий в его лице руководящий либо координирующий орган.
Монастырь образован и действует в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Уставом Русской православной церкви.
1.2. Полное наименование Монастыря: ____________________________.
Сокращенное наименование Монастыря: ____________________________.
Наименование Монастыря на иностранном языке: ___________________.
1.3. Место нахождения Монастыря: _______________________________.
1.4. Вероисповедание: __________________________________________.
1.5. Монастырь принадлежности к существующей централизованной религиозной организации _____________________________ (наименование).
1.6. Монастырь является юридическим лицом, приобретает правоспособность в сфере светских отношений с момента его государственной регистрации.
1.7. Монастырь действует в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.
1.8. Монастырь вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Монастырь образован в целях совместного исповедания и распространения православной веры.
2.2. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают нестяжание, девство и послушание. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.
Жизнь по таким правилам являет практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главнейшими житейскими науками является умение отдавать всего себя на общее дело, навык к труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. В результате в монастыре воспитывается духовное сестричество, живущее по евангельским законам любви, милосердия и трудолюбия, которое должно оказывать глубокое назидательное впечатление на мирян.
Устав регулирует монашескую жизнь Монастыря, способствует лучшему освоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4-го века, общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей).
2.3. Основные формы деятельности Монастыря: ____________________________.
Монастырь вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
Монастырь пользуется исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.
Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые Монастырем, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
Монастырь вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
2.4. Монастырь:
- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
2.5. При осуществлении деятельности Монастырь указывает свое полное наименование.
2.6. Монастырь совершает богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных Монастырю для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях Монастыря, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
2.7. Монастырь вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, а также в воинских частях.
2.8. Монастырь вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
2.9. Монастырь имеет право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.
2.10. Монастырь в соответствии со своим Уставом имеет исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
2.11. Монастырь вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.
2.12. Монастырь имеет исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.
2.13. Монастырь в соответствии со своим Уставом вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между Монастырем и работником.
На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
Работники Монастыря, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МОНАСТЫРЯ

3.1. Монастырь создается ___________ с благословления __________________.
3.2. Монастырь создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.
3.3. Монастырь обязан ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

4. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В МОНАСТЫРЬ

4.1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.
4.2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в Монастырь с целью спасения души.
4.3. В Монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки.
4.4. Инокини, самовольно ушедшие из другого Монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого Монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям Монастыря и поручаются кому-либо из старших сестер.
4.5. Поступающая в Монастырь должна предъявить паспорт и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в Монастырь, принятой в ______________ Епархии. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в Монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.
4.6. Новопоступившая проходит испытание в течение _______ лет и, если она окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.
4.7. Срок испытания может быть сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной.
4.8. Принятой в число сестер послушнице по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в Монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор - при этом возможна перемена ее имени.
4.9. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.
4.10. Вступая в Монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.
4.11. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Епархиальное Управление. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.
4.12. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.
4.13. От приходящих в Монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из Монастыря.

5. ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАСТЫРЬ, ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЬНИЦ ОБИТЕЛИ

5.1. Новоначальная прежде всего должна внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.
5.2. Новоначальная дает письменное обязательство, что она обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе, а в случае нарушения Устава обязуется немедленно по благословению Настоятельницы удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к священноначалию Монастыря. В случае нарушения Устава насельница подлежит соответствующему взысканию со стороны Настоятельницы Монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удалена из обители с благословения правящего архиерея.
5.3. Насельница Монастыря должна всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставления св. Василия Великого начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью".
5.4. По отношению к Настоятельнице и старшим сестрам каждая насельница должна оказывать смиренную почтительность.
5.5. При встрече с Настоятельницей следует брать благословение: прочим насельницам приветствие можно выражать поясным поклоном. Каждый раз при встрече с Настоятельницей следует оказывать ей почтение смиренным глубоким поясным поклоном.
5.6. Входить в чужую келию следует с молитвой: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас",- и только тогда, когда будет получен ответ: "Аминь".
5.7. После повечерия всякие праздные разговоры, вхождения в чужие келии и прогулки воспрещаются.
5.8. Подобает беспрекословно повиноваться Настоятельнице, начальствующим Монастыря.
5.9. Усердное и прилежное послушание для вступивших в обитель есть залог их будущего духовного возрастания и спасения.
5.10. Следует избегать своеволия; ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
5.11. Распоряжения Настоятельницы по Монастырю не принято монашествующим обсуждать, критиковать, но следует, напротив, с молитвою и смирением выполнять.
5.12. Если какая-то сестра не согласна с распоряжениями начальствующих или не принимает назначенного послушания, она с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение, если оно имеет разумное основание, или молча исполнять то, что назначено. Если же будет упорствовать в непокорности, жалуясь в тайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, то, как поселяющая сомнение в общине и колеблющая уверенность в святости послушания, подлежит прощению. Свои возражения она должна оставить на дальнейшее усмотрение начальствующих.
5.13. Каждая насельница должна находиться в постоянном мире и любви со всеми сестрами обители, стараясь быть со всеми приветливой и услужливой. Закон любви в общежитии не дозволяет частных содружеств и товариществ, ибо избыток расположения к одному лицу весьма обличает недостаток этого к другим.
5.14. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.
5.15. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех корыстолюбия. Келия монахини содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущей в ней инокини. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
5.16. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в Монастыре не должны даже именоваться в нем, т.е. категорически воспрещаются, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание вплоть до исключения из обители.
5.17. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
5.18. Везде и всегда прилично монахине воздерживаться празднословия.

6. О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

6.1. Каждая новоначальная инокиня должна быть под особым руководством старицы, которой надлежит открывать свое духовное состояние недоумения, сомнения, затруднения, искушения и получать от нее наставления и духовную поддержку.
6.2. Исповедь проходит не реже одного раза в месяц и в обязательном порядке в четыре годовых поста: Рождественский, Великий (в субботу первой недели и Великий Четверг, во все воскресные дни), Петровский и Успенский, во все двунадесятые праздники, в день своего Ангела, а также когда монашествующие чувствуют в этом потребность.
6.3. Для духовного познания и возрастания каждая монашествующая должна ежедневно, как правило, прочитывать с большим вниманием несколько глав Священного Писания, а также прилежно читать творения святых отцов и другую душеполезную литературу, находя в ней духовную пищу, утешение.
6.4. Без наставницы монашествующая не должна ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле: например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
6.5. Если между сестрами произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением, и тотчас восстановить мир и любовь.
6.6. Сестра, нарушающая монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимий, на которые надо смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи.
6.7. Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькое лекарство, так и согрешающая инокиня должна смотреть на епитимии, которые даются ей, и принимать их как доброе врачевство и знак милосердия для спасения души.
6.8. Каждой согрешившей дается епитимия сообразно ее духовному состоянию и ее немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер.
6.9. В качестве исправления могут быть употреблены различные меры, как например: удаление от общей трапезы на один или несколько дней; перевод с одного послушания на другое, более трудное; поставление на поклоны; снятие клобука, рясы и мантии; перевод из келии в другую, менее удобную и т.д.

7. УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ

7.1. Выход из Монастыря может быть двояким: по послушанию (должностной необходимости) и по желанию имеющих в этом уважительную личную потребность. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права выходить из Монастыря не только по собственным нуждам, но и по делам обители.
7.2. Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться на короткое время из обители, то для этого необходимо иметь устное разрешение Настоятельницы, а в отсутствие ее - заменяющего ее лица. При поездке домой, в иные города или селения даже на самый незначительный период надо писать прошение на имя Настоятельницы с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.
7.3. Направленные в виде особой нужды на послушание в город или другие места вне стен Монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.
7.4. Отлучающиеся из обители по своем возвращении дают немедленный отчет лицам, их отпустившим (в том числе и по хозяйственной надобности).
7.5. Монашествующие не должны ходить в дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды.
7.6. Послушницы во время отлучки из Монастыря не должны носить иноческого одеяния.
7.7. Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители даже на самое короткое время, помня, что стены и дух Монастыря - это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждая инокиня, побывав в миру, возвращается в свою келию в духовном плане худшей, чем из нее вышла: так учат святые подвижники.
7.8. Понудим же себя, сестры, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в Монастыре, выходя из него только по крайней нужде.

8. УСЛОВИЯ УДАЛЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ

8.1. Инокини, которые изменили своим обетам и стали жить зазорно, своей неисправностью кладя пятно на святую обитель и пороча Святую Церковь, после неоднократных увещаний и дисциплинарных взысканий могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.
8.2. Увольнение из Монастыря послушниц производится распоряжением Настоятельницы, которое доводится до сведения правящего Архиерея, а инокинь и монахинь - распоряжением правящего Архиерея. Добровольно оставляющие Монастырь подают об этом письменное заявление Настоятельнице. Они обязуются не носить монашескую одежду.
8.3. Инокиня, уволенная из Монастыря, должна в кратчайший срок, указанный Настоятельницей, сдать благочинной келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарше взятые из библиотеки книги и в мирской одежде удалиться из обители.
8.4. Если какая-либо монахиня, удаленная из Монастыря или добровольно оставившая его, потом, познав свое падение, возвратится и будет проситься обратно в обитель, таковую можно, по рассмотрении ее дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих.
8.5. От удаленных или самовольно ушедших из Монастыря и вновь пожелавших возвратиться в него следует потребовать письменное обещание впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.
8.6. В случае смерти какой-либо сестры все ее имущество по описи, составленной казначеей, экономом и благочинной, передается на склад и является общим монастырским достоянием.

9. УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ

9.1. Исходя из требования времени, всегда нового и неповторимого, монастыри Русской Православной Церкви в настоящее время стремятся свой уклад духовной жизни увязать не только с достижениями своих собственных целей - святости и совершенства инокинь, - но и с принесением пользы окружающим людям и всему миру. Все монастыри ____________ Епархии являются общежительными, в каноническом управлении епархиального Архиерея - Высокопреосвященнейшего Митрополита _______________.
9.2. Имена Святейшего Патриарха и правящего Архиерея с их титулами ежедневно возносятся за всеми монастырскими богослужениями.
9.3. Правящий Архиерей по представлению Настоятельницы преподает благословение на ношение подрясника, на пострижение в рясофор и мантию готовых к сему послушниц и инокинь; Правящий Архиерей осуществляет общее наблюдение за Монастырем. С его благословения Настоятельница ведет всю монастырскую жизнь, в том числе и хозяйственную. Помощь Настоятельнице в управлении обителью осуществляет Духовный Собор Монастыря, в состав которого могут входить казначея, благочинная, эконом, ризничая, келарь, заведующая канцелярией и, в случае нужды, некоторые другие духовно опытные лица из сестер по назначению Настоятельницы. Должностные лица Монастыря - казначея, благочинная, эконом, ризничая и другие назначаются Настоятельницей из числа монашествующих сестер и относятся к возложенным на них обязанностям как к монашескому послушанию. От усмотрения Настоятельницы зависит и совмещение одним лицом нескольких должностей. В силу условий и необходимости некоторые должности по своему благоусмотрению Настоятельница может взять на себя (исключая казначею). Духовный Собор заседает по назначению Настоятельницы. О его решениях Настоятельница докладывает правящему Архиерею.

10. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

10.1. Настоятельница.
10.1.1. Настоятельница назначается правящим Архиереем и утверждается в этой должности Священным Синодом.
10.1.2. Имя Настоятельницы по монастырской традиции возносится за всеми Богослужениями.
10.1.3. Она ведет все монастырское дело, в связи с чем должна хорошо знать все нужды обители, дабы иметь постоянное попечение обо всем.
10.1.4. Настоятельница правомочна: заключать и подписывать договора, распоряжаться денежными средствами и материально-имущественными ценностями Монастыря, разрабатывать правила внутреннего распорядка, пользоваться печатью Монастыря и хранить ее у себя, выдавать доверенности.
10.1.5. Настоятельница по некотором испытании зачисляет в число сестер вновь поступивших послушниц и отчисляет тех, кто оказывается неспособным к жительству в Монастыре, доводя свои распоряжения до сведения правящего Архиерея.
10.1.6. На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в Монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании и совершенствовании инокинь; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
10.1.7. Настоятельница в качестве лица официального и ответственного за свою обитель принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, - руководствуясь в сем добрыми намерениями и собственным благорассуждением, что будет служить ко благу и пользе ее Монастыря.
10.1.8. Основной заботой Настоятельницы является попечение о духовном состоянии своего сестричества, их прилежании к молитве, к богослужению монастыря, их усердии в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовниками монастыря и наблюдает, как часто сестры приступают к Таинству Исповеди и Причащения.
10.1.9. Настоятельница, воспитывая волю инокинь, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости делает замечания, строгие выговоры вплоть до епитимий в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь от нее признания и покаяния в соделанных ошибках. По словам св. Василия Великого, инокини должны открывать Настоятельнице даже сокровенные тайны сердца. В общежительном монастыре все происходящее должно доводиться до ее сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой - чтобы освободить должностных лиц от греха самочиния, тяготящего совесть послушницы и производящего смущение в сестричестве. Настоятельница непосредственно следит за правильностью действий должностных лиц, часто посещает места общих послушаний.
10.1.10. В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея Монастыря. В исключительных случаях заместителем Настоятельницы Монастыря может быть иное лицо из состава Духовного собора Монастыря.
10.1.11. Все должностные лица Монастыря, кроме казначеи, назначаются Настоятельницей письменным распоряжением по Монастырю.

10.2. Казначея.
10.2.1. Казначея назначается Указом правящего Архиерея по представлению Настоятельницы. Казначея в своей деятельности находится в непосредственном подчинении Настоятельницы.
10.2.2. В обязанности казначеи входит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежемесячно представляются для ознакомления Настоятельнице. Казначея составляет ежегодный отчет Настоятельнице для представления правящему Архиерею.
10.2.3. Казначея также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей Монастыря.
10.2.4. Казначея ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых.
10.2.5. Казначея следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в Монастырь.
10.2.6. С благословения Настоятельницы казначея выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета. На казначее лежит забота о повседневных нуждах сестер.
10.2.7. В последних числах месяца казначея в присутствии троих лиц из старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
10.2.8. Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначее подотчетны свечница, бухгалтер, кассир, библиотекарша.

10.3. Благочинная.
10.3.1. В обязанности благочинной входит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер Монастыря, за дисциплиной и отношением их к своим послушаниям, как в храме - так и по Монастырю. Она следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.
10.3.2. Благочинная следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего назначает инокинь, обеспечивающих дисциплину в храме. Контролирует исправное прочитывание на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных прихожанами записок и поминаний.
10.3.3. В случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер благочинная делает наставление, вразумляя ее сестринским словом.
10.3.4. Благочинная имеет право на вход в келии сестер, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них.
10.3.5. В целях сохранения монастырской дисциплины благочинная должна заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица - даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения Настоятельницы. Благочинная следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостиничных кельях.
10.3.6. Монастырских гостей благочинная размешает в гостиных комнатах и заботится о них. Обязывает трудников и паломников подчиняться монастырским правилам и распорядку.
10.3.7. В подчинении благочинной находятся привратники, дворники, церковные сторожа, звонари.
10.3.8. Благочинная может иметь помощницу, которая в ее отсутствие выполняет те же функции.
10.3.9. 0бо всех нарушениях дисциплины среди сестер благочинная докладывает Настоятельнице. Она ежедневно доводит до сведения Настоятельницы, как сестры провели день, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.
10.3.10. Благочинная отвечает за неукоснительное соблюдение сестрами обители распорядка дня Монастыря. Через чередных священнослужителей удовлетворяет духовные нужды (требы) прихожан и паломников.

10.4. Ризничая.
10.4.1. Ризничая находится в непосредственном ведении благочинной. В обязанности ризничей входит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
10.4.2. Ризничая ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте, без благословения Настоятельницы описи никому не выдавать, периодически представлять их для знакомства Настоятельнице Монастыря.
10.4.3. Ключи от ризницы и храмов ризничая должна хранить у себя.
10.4.4. Ризничая по указанию благочинной выдает облачение для священнослужения и другие предметы ризницы, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки, своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протиралась.
10.4.5. Ризничая может иметь в своем распоряжении одну или даже двух помощниц, если в том есть необходимость. Ей подчиняются экклисиарша, портные монастырской пошивочной, просфорницы.
10.4.6. Ризничая с благословения Настоятельницы может приобретать необходимую утварь с последующим отчетом перед казначеей.

10.5. Эконом.
10.5.1. Эконом находится в непосредственном ведении Настоятельницы. В обязанности эконома входит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью Монастыря, снабжение нужными материалами.
10.5.2. Эконом особо печется о храмах и часовнях как первых святынях Монастыря. Забота эконома распространяется на сестринские корпуса, а также на все подсобные помещения.
10.5.3. В распоряжении эконома находятся как инокини, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Настоятельницей, с ее благословением. В подчинении эконома находятся: келарша, рухлядная, заведующие мастерскими, трапезница, повар, закупщик. Эконом контролирует использование монастырского транспорта.
10.5.4. Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или благочинной, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все работали.
10.5.5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения эконома, которая назначает необходимые работы и следит за качеством их исполнения.
10.5.6. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения Настоятельнице, и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.
10.5.7. На экономе лежит особое монастырское послушание - вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хоз. материалы.
10.5.8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощницу.
10.5.9. Эконом получает право от Монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами.
10.5.10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному - молитвой.

10.6. Келарша.
10.6.1. Келарша находится в непосредственном ведении эконома. Обязанности келарши заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдении за их сохранностью.
10.6.2. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность.
10.6.3. Келарша наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу.
10.6.4. Без особого благословения Настоятельницы келарша не должна отпускать пищу в монашеские келии.
10.6.5. Келарша совместно с экономом заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период.
10.6.6. Келарше подчиняются следующие лица: трапезница, повар и все кухонные работницы.
10.6.7. В случае отсутствия келарши ее во всем замещает ее помощница, трапезница.

10.7. Рухлядная.
10.7.1. Рухлядная находится в непосредственном ведении эконома. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего.
10.7.2. Вновь поступающим вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную одежду.
10.7.3. Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.

10.8. Уставщица.
10.8.1. Уставщица находится в непосредственном ведении благочинной. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местными монастырскими обычаями.
10.8.2. Уставщица следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и традиционно.
10.8.3. Новоначальных и малознающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.
10.8.4. Уставщица должна следить за состоянием церковно-богослужебных книг, пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Настоятельницы, уничтожать, если таковые не поддаются ремонту.
10.8.5. В послушании уставщицы находятся: регентша, чредные чтецы и певцы.
10.8.6. Уставщица может иметь помощницу, коей должна передавать свои познания и опыт.

10.9. Регентша.
10.9.1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
10.9.2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
10.9.3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
10.9.4. Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
10.9.5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
10.9.6. Регентша подчиняется уставщице и с ней согласовывает все богослужения.
10.9.7. Перечень песнопений регентша представляет Настоятельнице на утверждение.

10.10. Экклесиарша.
10.10.1. На обязанности экклесиарши лежит наблюдение за прислуживанием в Алтаре и храме Алтарниц, за чистотою и опрятностью храма, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также ...
Внимание! Полная версия данного документа так же, как и других 1971 документа, присутствует в платной оффлайн версии базы данных договоров. Её стоимость 900 рублей. Оплата удобными для Вас способами. Существует демо-версия.