-->
19 ноября 2014

Непаханая налоговая целина

Явление под названием «совместные покупки» (СП) вошло в моду относительно недавно. Штука, вроде бы, неплохая, если бы не одно но — явление это наносит ущерб законопослушному малому розничному бизнесу и госбюджету. В то время как порядочные фирмы страдают от непосильного налогового бремени и высоких арендных ставок, когорта совместителей, свободных от этих условностей, успешно вытесняет их с рынка.
Приобретение товаров оптом, как известно, всегда обходится дешевле. Однако не каждый человек может позволить себе закупать продукты и различные вещи в грандиозных масштабах, да и зачем. А вот если объединиться с другими людьми, пусть даже и незнакомыми, то появится возможность подступиться и к оптовым базам, то есть к товарам, которые продаются по закупочным ценам.

Личная выгода

Как гласит одна известная пословица: «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Имея возможность получать желаемое с выгодой, странно ею не пользоваться. Не менее странно пройти мимо магазина, витрина которого сообщает о 75-процентной скидке на все товары. Правда, если учесть, что скидки, как правило, появляются от заранее завышенных цен, то желание что-то покупать быстро пропадает. С одной стороны, коммерсантов тоже можно понять — помимо своей личной выгоды, они должны думать и об арендной плате, которую нужно платить за помещение. С другой стороны, кого интересуют чужие проблемы. Конкуренты, как водится, не дремлют. Пока малые розничные предприниматели держат ценовую планку, особо находчивые бизнесмены предлагают купить аналогичный товар за гораздо меньшие деньги. Для этого всего лишь нужно принять участие в так называемых совместных покупках.

Новый конкурент

Совместные покупки (СП) — продажа товаров частным лицам по оптовым ценам. Услуга пришлась по вкусу многим горожанам, особенно жителям крупных городов.
Однако мелкий розничный бизнес приобрел в лице совместных покупок серьезного конкурента. Связано это с тем, что, как правило, организаторы СП нигде не зарегистрированы и, следовательно, не платят никаких налогов.
Принцип организации совместной покупки таков: объединяются несколько человек, заказывают определенный товар с сайта фирмы-поставщика или из каталога и покупают его по ценам производителя, то есть в два-три раза дешевле, чем у розничных продавцов. Ассортимент товаров на СП такой же, как и на рынке или в магазине, начиная от одежды и заканчивая продуктами питания.
Регулирует весь процесс покупки организатор (частное лицо или компания), который является своеобразным связующим звеном между поставщиком и покупателем. На организаторе лежит масса обязанностей — от поиска оптового поставщика и ходового товара до получения заказов и их передачи участникам СП.
Совместные покупки — явление, которое существует само по себе. СП никем не контролируются, поэтому те, кто занимается данным видом деятельности, всю выручку от оптовой наценки кладут себе в карман без уплаты налогов в казну. Делают они это безнаказанно и чувствуют себя, судя по всему, вполне вольготно.
Между тем мелкий розничный бизнес, на чьих глазах и происходит подобный беспредел, — по-другому и не скажешь — продолжает терпеть убытки. Конкурировать с совместными покупками ему не под силу — бой будет проигран, еще не начавшись.

Виртуальный родственник?

Бытует мнение, что совместные покупки ничем не отличаются от интернет-магазина. Но это не совсем так. Покупка через интернет-магазин осуществляется донельзя просто: заказываем понравившийся товар, оплачиваем его и на следующий день получаем с курьером или забираем самостоятельно. В совместных покупках цепочка немного сложнее. Заказанную и оплаченную вами вещь должны выбрать еще десятки человек. Когда общая сумма заказа достигнет требуемого лимита, к примеру 15 тыс. руб., тогда покупка будет одобрена. При этом сколько времени будет происходить сбор средств на тот или иной товар, предсказать сложно. Тут уж как повезет.
Пожалуй, единственное, что толкает людей участвовать в совместных покупках, — возможность приобрести товар по удивительно низким ценам по сравнению с розничными сетями. Этим, к сожалению, интернет-магазины похвастаться не могут.

Правила игры

Принять участие в совместных покупках может любой. Для этого необходимо выбрать один из десятков или даже сотен сайтов, специализирующихся на СП, и зарегистрироваться на одном из них. Указав свои данные, ознакомившись с правилами сайта и текстом договора-оферты, можно приступать к выбору выложенных на сайте товаров.
Итак, решив что-то купить, перемещаем товар в корзину, оплачиваем покупку с помощью виртуального кошелька и ждем. Получить товар можно будет в одном из офисов компании или с курьером.
Заказывая что-либо на сайте, обязательно уточните итоговую цену вещи. Помните, что организаторы СП работают не на благо человечества и не за простое спасибо, за свои труды они получают определенный процент от сделки. К сожалению, не все из них чисты на руку и заранее предупреждают об оптовой наценке на товары, которая варьируется от 5 до 25%. Также не исключено, что покупателю придется дополнительно оплатить услуги курьера. Зная об этих нюансах, вы избежите неожиданных для своего кошелька расходов.

Губительная жадность

При некоторых положительных сторонах совместных покупок есть в этой услуге и безусловные минусы.
Покупая товар на СП на условиях предоплаты, человек вынужден перечислять деньги на совершенно незнакомый счет. Гарантий, что вас не кинут, не даст никто. Все строится на одном честном слове. Администрация сайтов за добросовестность организаторов СП никакой ответственности не несет. Так что предъявлять претензии в случае чего скорее всего будет некому.
Как и в любом интернет-магазине, на СП вы покупаете кота в мешке. Внешний вид товара на картинке, как правило, редко совпадает с оригиналом.
Правда, многих граждан, которые клюют на дешевую цену, это совершенно не смущает, и они готовы рисковать, приобретая товары практически вслепую. Если вещь все-таки вам не подошла, вернуть вы ее не сможете — никаких документов об оплате, чеков и пр. покупатель не получает. Но не стоит отчаиваться — есть возможность от нее избавиться, причем без каких-либо затрат с вашей стороны. На каждом сайте совместных покупок существует специальный раздел под названием «Пристрой». Здесь можно вывесить объявление о продаже товара, который пришелся вам не по вкусу.
Другой не самый радужный момент заключается в том, что заказав товар, вы можете прождать его несколько месяцев. Причин подобной волокиты может быть много: не набирается количество заказов на определенную сумму, отсутствуют заказанные единицы на складе, задерживается товар таможней и др. И тут, кроме терпения, ну и везения заодно, вам ничто не поможет.
Ну и, пожалуй, самое поразительное: порой, принимая участие в совместных покупках, человек вроде как экономит деньги, а с другой стороны, умудряется растранжирить весь семейный бюджет. Войдя в покупательский азарт, людям, склонным к шопоголизму, бывает непросто взять себя в руки. Поэтому несмотря на видимую дешевизну товаров на СП, нужно знать меру и уметь вовремя остановиться.

Теневая конкуренция

Мелкий розничный бизнес, долго терпевший наглость организаторов совместных покупок, наконец-то решился на серьезный шаг. Когда терпение подошло к концу, инициативная группа обратилась с официальным письмом в вышестоящие инстанции. И — о чудо! — глас вопиющих был услышан, да не кем-нибудь, а самой налоговой службой. Причем, судя по всему, фискалы заинтересовались совместными покупками не на шутку.
Так, в столичном УФНС пришли к выводу, что такая деятельность зачастую осуществляется организаторами — физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской. По мнению налоговиков, в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах организаторы совместных покупок обязаны:
— в случае, если такая деятельность осуществляется на систематической основе, встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет в соответствии с применяемым режимом налогообложения;
— в случае, если такая деятельность носит разовый характер, задекларировать свои доходы и уплатить НДФЛ в установленном порядке.
Одним словом, организаторы совместных покупок должны платить налоги, так как за свою деятельность они получают доход от стоимости заказа (13% с дохода физлиц или 6% плюс страховые взносы — около 36 тыс. руб. в год как для ИП).
Вместе с тем пока это лишь рекомендации. Организаторы совместных покупок по-прежнему продолжают заниматься своим делом, зарабатывая немалые деньги. Мелким розничным бизнесменам остается лишь подсчитывать убытки и думать о смене сферы деятельности.

По материалам ПС Консультант Плюс


Внимание!
По вопросу размещения интересных материалов обращайтесь.