-->
22 марта 2012

Работа с интернет-магазинами

Многие предприниматели открывают магазины в сети Интернет, но не меньшее число бизнесменов не торопится работать на рынке, правила существования которого им не известны и часто не совсем понятны. Для них наиболее простым выходом является поиск партнеров, уже осуществляющих свою деятельность на этом поле. Сейчас в Интернете существует несколько десятков крупных игроков, развивающих пока непривычный для России бизнес по созданию закрытых клубов продаж. Заключив договоры с такими крупными игроками, предприниматель может значительно увеличить продажи своего товара. Рассмотрим наиболее распространенные конструкции построения правоотношений между внешним интернет-магазином и предпринимателем.

В настоящее время есть две наиболее распространенные схемы работы для крупных торговых интернет-компаний. Компании, работающие по первой схеме, представляют собой классические интернет-магазины. Заказ и отправка товара у них минимально разделяются по времени. Вторые организуют распродажи, то есть у них существует фиксированное время выставления товара, по истечении которого начинает осуществляться массовая рассылка товара.

Соответственно, различаются бизнес-модели и подходы к порядку работы с поставщиками товара. Первые нуждаются в постоянном получении товара в режиме реального времени со склада предпринимателя либо в формировании на собственном складе товарного запаса. Для второго типа магазинов важнее, чтобы все заявленные товары были готовы к моменту отгрузки. Обе эти ситуации имеют серьезные нюансы для предпринимателя. В первом случае ему необходимо организовывать систему отгрузки в режиме «реального времени» либо понимать, что конкретный товар будет изъят из оборота на протяжении определенного периода времени. Во втором случае он может столкнуться с ситуацией, когда нужно будет создать товарный запас специально для насыщения интернет-проекта. А если этот товар активно продается в розничной сети, то предприниматель оказывается в ситуации, когда ему необходимо решать — получить прибыль сейчас, продав товар, или строить долгосрочное сотрудничество с сетевым проектом и держать товар для него. При этом всегда остается риск того, что он вообще не будет продан.

В зависимости от порядка работы с клиентами интернет-магазины строят и свои отношения с поставщиками товаров. Первый тип, как правило, предлагает предпринимателям, передающим им свой товар, заключение агентского договора, второй тип интернет-проектов предполагает договор поставки. Рассмотрим обе схемы взаимоотношений более детально.

Агентирование

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В данном случае агент осуществляет:
— поиск покупателя;
— заключение договора купли-продажи и доставку товара до конечного получателя;
— получение и обмен товара в рамках ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Напомним: потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Если аналогичный товар отсутствует, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Данное положение полностью распространяется и на продажи через Интернет;
— мероприятия по продвижению товара на рынке.
В зависимости от типов отношений между интернет-магазином и предпринимателем договор может включать и другие действия агента.

Агентские отношения при розничных продажах регулируются гл. 52 «Агентирование» Гражданского кодекса РФ, а в части, не урегулированной нормами данной главы, дополнительно регулируются положениями гл. 51 «Комиссия» ГК РФ.
При работе с агентским договором обычно возникают сложности с определением вознаграждения и компенсации расходов. Остановимся на этих основных проблемах подробнее.

В соответствии с действующим законодательством принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. При этом если в агентском договоре размер вознаграждения агента не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в сумме, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Проблема здесь в том, что интернет-магазин (агент) обычно хочет получать товар по фиксированной цене и продавать его со своей наценкой, которую и рассматривает как свой «интерес» по договору. При этом наценка может значительно колебаться как в рамках договора, так и в зависимости от вида товара или даже конкретного типа, артикула или иных показателей, например, цвета. Более того, многие агенты практикуют собственную систему скидок для постоянных покупателей, которые они делают с разницы между ценой полученного от предпринимателя товара и той, по которой они осуществляют реализацию. Все это сильно осложняет отчетность агента перед принципалом.

Действующее законодательство предусматривает ситуацию, когда товар может быть продан по цене выше установленной принципалом. Согласно ст. 992 ГК РФ в случае, когда сделка совершается на условиях более выгодных, чем те, которые были первоначально определены, дополнительная выгода делится между сторонами поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. На практике наиболее часто по договору вся выгода достается агенту, но это не снимает необходимости установления четко выраженного агентского вознаграждения. Обычно этот вопрос решается установлением небольшой дополнительной наценки, за счет которой и выплачивается вознаграждение. То есть в цену единицы товара включается «виртуальный процент» на «виртуальное» же вознаграждение. Например, если комитент рассчитывает получить за товар 100 руб., в сопроводительных документах стоимость товара указывается 101 руб., где 1 руб. передается агенту в качестве фиксированной части вознаграждения.

Пример 1. В тексте договора описанные выше отношения отражаются следующим образом:
«п. 2.1. Вознаграждение Агента составляет 1% от стоимости реализованного товара.
п. 2.2. В случае, когда Агент совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны Принципалом, дополнительная выгода является собственностью комиссионера».

Еще одной, достаточно серьезной проблемой на практике является несоответствие императивного (не допускающего выбора) требования действующего законодательства о возмещении расходов агента общепринятой практике. Во многих случаях агент в розничной купле-продаже несет расходы, связанные с реализацией за собственный счет, что логично в ситуациях, когда интерес агента определяется через собственную наценку. Однако и в этом случае, как и с определением обязательного вознаграждения, действующее законодательство и практика делового оборота расходятся.

Проблема осложняется сложившейся судебной практикой, в соответствии с которой расходы агенту компенсируются, даже если он заранее не уведомил о них принципала. По сути, это дает возможность агенту требовать компенсации расходов, даже если договор между сторонами об этом вообще не упоминает.
Если стороны пришли к соглашению, что каждая из них самостоятельно несет расходы, то для фиксации в договоре условий, наиболее близких к реальным отношениям, целесообразно ввести в документ положения, серьезно усложняющие выполнение требования о возмещении расходов. Самые распространенные из них — это требования о согласовании сметы расходов в форме и сроки, определенные сторонами (пример 2).

Пример 2. Пример формулировки о согласовании сметы расходов и сроков в договоре с агентом.
«2.3. Принципал обязан возместить Агенту понесенные им расходы, которые были необходимы для исполнения поручения. Стороны обязаны согласовать примерную смету предполагаемых расходов не позднее 3 календарных дней до начала расчетного периода. Расчетным периодом для целей настоящего пункта стороны считают один календарный месяц. Смета составляется с соблюдением требований и по форме, определенной сторонами в Приложении N 3 к настоящему договору. Агент при предоставлении сметы обязан обосновать сумму предстоящих расходов. В случае нарушения Агентом обязанности по разработке, предоставлению и обоснованию сметы Принципал вправе отказать в возмещении понесенных последним расходов».

Подобные положения в договоре не снимают риски недобросовестных действий со стороны партнера, но позволяют перевести спор из состояния прямого требования в выяснение очередности исполнения взаимных обязательств.
Несоответствие «пожеланий» сторон и требований закона, большой документооборот в рамках отчетов агента перед принципалом — все это делает агентское соглашение не самым популярным видом договора. Однако он незаменим, если предприниматель работает с небольшими интернет-магазинами, базирующимися на его собственном складе. Такая схема работы позволяет более чутко реагировать на изменяющийся спрос покупателей и контролировать товар, передаваемый магазину.

Тем не менее большее распространение сейчас получил другой тип отношений — договор поставки с обязательством обратного выкупа. Это объясняется тем, что его считают более удобным крупные игроки дистанционного рынка. Посмотрим, почему его предпочитают агентскому соглашению.

Договор поставки с обратным выкупом

Данный тип договора активно используют интернет-магазины, создающие собственные товарные запасы или осуществляющие реализацию по принципу распродаж (формирующие перед рассылкой пул заказов). Он представляется им более удобным по сравнению с агентским соглашением по целому ряду причин. Прежде всего это отсутствие необходимости предоставлять отчеты собственнику товара и упрощенная система ценообразования. Вместе с тем, чтобы снять с себя риски образования неликвидных запасов, магазины предлагают включать в договор возможность обратного выкупа продукции. Варианты формулировок договора об обратном выкупе приведены в примерах 3 и 4.

Пример 3. «1.2. Если Покупатель не реализует Товар в течение 30 (тридцати) рабочих дней после его принятия, Покупатель имеет право вернуть данный Товар Продавцу, а Продавец обязуется принять возвращаемый Товар и вернуть уплаченную за него сумму либо по согласованию с Покупателем зачесть уплаченные Покупателем денежные средства в счет следующей поставки. Если Товар не был оплачен, то оплата соответствующей партии Товара производится в сумме за вычетом стоимости возвращаемого Товара».

Данное требование, на наш взгляд, имеет смысл разъяснить, добавив, например, следующее:

«Возврат товара надлежащего качества осуществляется путем обратного выкупа Товара Продавцом по цене продажи Товара Покупателю. Одновременно с передачей Товара Покупатель обязан выставить счет-фактуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ».

Пример 4. «1.2. Если в течение 45 рабочих дней с момента фактической передачи Товара Покупатель не реализует поставленный ему Товар, Поставщик обязан по требованию Покупателя заключить с Покупателем договор поставки (обратной реализации), приобрести и вывезти такой Товар за свой счет со склада Покупателя (Грузополучателя Покупателя) в течение 30 (тридцати) дней с момента получения от Покупателя письменного уведомления. При этом товарный вид и целостность упаковки Товара должны быть сохранными, а наличие на упаковке стикера Покупателя является допустимым условием.
Цена, по которой Поставщик приобретает Товар, должна соответствовать цене, указанной в соответствующих приходных документах на каждую конкретную товарную позицию».

Основной проблемой при работе с этим типом договоров является то, что для интересов налогового учета не имеет значения, был ли товар приобретен у вашего покупателя методом обратного выкупа или куплен новый товар у третьего лица. Каждый случай перехода права собственности на возмездной основе признается реализацией для целей налогообложения, речь идет прежде всего о налоге на добавленную стоимость. То же самое относится и к упрощенной системе налогообложения. В обоих случаях данные операции увеличивают товарооборот предпринимателя, что критично прежде всего для «упрощенцев», для которых данный показатель определяет налоговую нагрузку да и саму возможность сохранить специальный режим налогообложения. Кроме того, подобные операции традиционно вызывают вопросы со стороны налоговых органов. Приобретение товара по той же цене, по которой он только что продан, с экономической точки зрения, выглядит довольно странно, и не всегда удается доходчиво объяснить, что без этого условия данного договора просто не существовало бы.

Стоит заметить, что при работе с крупными организациями дистанционной торговли предприниматель обычно оказывается в положении «слабой» стороны и почти не может повлиять на условия работы и текст соглашения. Поэтому он должен быть вдвойне внимательным при соблюдении подобных соглашений. Только реальная оценка условий договора и может помочь избежать значительных потерь — как финансовых, так и репутационных.

По материалам ПС КонсультантПлюс


Внимание!
По вопросу размещения интересных материалов обращайтесь.