-->
22 марта 2012

Регистрация предпринимателя через интернет

Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ утвержден Порядок направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (далее — Порядок). Данный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2011 N 21987. Необходимое программное обеспечение должно быть разработано до 1 апреля 2012 г.

Общие положения

Указанный Порядок определяет правила направления в налоговую инспекцию необходимых для государственной регистрации документов в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

Тем не менее радоваться указанному нововведению пока рано. Ведь необходимого программного обеспечения в настоящее время еще не существует. Да и не стоит забывать, что все электронные документы, которые следует отправлять для регистрации, должны быть подписаны специальной электронной подписью, которая в среде предпринимателей не пользуется должной популярностью.

Участниками электронного взаимодействия при направлении электронных документов в регистрирующий орган являются (п. 2 Порядка):
— физические лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей;
— нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов;
— налоговые инспекции.

В процессе электронного взаимодействия участники обмениваются следующими электронными документами (п. 3 Порядка):
— документами, необходимыми для государственной регистрации организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей;
— сообщениями о доставке электронных документов;
— сообщениями о невозможности обработки электронных документов;
— расписками в получении электронных документов;
— документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр;
— учредительными документами;
— решениями об отказе в государственной регистрации.

Направление электронных документов осуществляется через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 5 Порядка).

Порядок передачи документов

Электронные документы направляются в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов. При этом документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл (п. 9 Порядка). Сканирование осуществляется с учетом следующих требований (п. 10 Порядка):
— формат изображения — BW;
— разрешение — 300×300 dpi;
— глубина цвета — 1 бит;
— формат готового файла — многостраничный TIF.

Электронные документы, которыми обмениваются участники процесса, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства (п. 4 Порядка).

Все документы формируются с использованием бесплатного программного обеспечения, размещенного на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию». Файлы архивируют в формате zip в пакет (далее — транспортный контейнер). При формировании транспортного контейнера в него включают также файл с описью вложения (п. 14 Порядка).

Фактически процедура отправки документов через сайт ФНС России или единый портал услуг выглядит следующим образом (п. 16 Порядка):
1) заполняются необходимые реквизиты;
2) прикрепляется транспортный контейнер;
3) следует нажать кнопку «направить документы».

При выявлении в ходе форматно-логического контроля несоответствий транспортного контейнера установленным требованиям на адрес электронной почты, указанный при отправке документов, направляется сообщение о невозможности дальнейшей их обработки (п. 18 Порядка).

Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронных документов, отправляет по адресу электронной почты, указанному при направлении документов, транспортный контейнер, содержащий (п. 19 Порядка):
— файл с распиской в получении документов, содержащий входящий номер и дату получения, уникальный номер сообщения о доставке, перечень полученных документов, дату готовности документов;
— файл с электронной подписью регистрирующего органа.

В п. 15 Порядка учтена ситуация, когда заявитель хочет получить документы, сформированные регистрирующим органом в бумажном виде. В этом случае при формировании транспортного контейнера следует указать необходимость и способ получения документов на бумажном носителе — «выдать заявителю», «выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности», «направить по почте».

ПС КонсультантПлюс


Внимание!
По вопросу размещения интересных материалов обращайтесь.