-->
6 июня 2012

Снова о лицензии, Или отдельные нюансы продажи алкоголя в розницу

Розничная продажа алкогольной продукции — вид деятельности, подлежащий лицензированию. Лицензии на продажу алкоголя в розницу выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии со ст. 7 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы органам местного самоуправления субъекта РФ). В каких случаях может возникнуть необходимость переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции?

Место торговли

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, вступившей в силу с 22 июля 2011 г., розничная продажа алкогольной продукции запрещена, в частности:
— на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, а также к объектам спорта;
— на остановочных пунктах движения всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также на автозаправочных станциях;
— на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, а также на прилегающих к таким местам территориях;
— в нестационарных торговых объектах.

При этом запрет на розничную продажу алкогольной продукции в указанных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и ИП услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя под прилегающими территориями понимаются земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. В Информационном сообщении Росалкогольрегулирования поясняется, что непосредственное определение границ земельных участков, на которые распространяется запрет на ведение деятельности по розничной продаже алкоголя, осуществляется решениями органов местного самоуправления с использованием их полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом.

Это интересно. В настоящее время законодатель не установил критерии отнесения конкретного места к местам скопления граждан, но в то же время и не ограничил перечень этих мест (то есть, по сути, перечень «иных» мест массового скопления граждан и мест нахождения повышенной опасности, на которых торговля спиртным запрещена, является открытым). Вопрос о том, вправе ли местные органы устанавливать (дополнять) этот перечень, — спорный. Подтвердим сказанное.
В Постановлении ФАС СЗО от 23.01.2012 N А56-45422/2011 рассматривалось следующее дело: органом местного самоуправления был утвержден перечень мест массового скопления граждан на территории муниципального образования. В соответствии с названным перечнем объект торговли, принадлежащий обществу, был отнесен к местам массового скопления граждан, розничная продажа алкоголя на котором запрещена. Общество, не согласившись с данным решением, обратилось в суд. По мнению суда, возможность отнесения иных мест к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности не свидетельствует о наличии полномочий органа местного самоуправления по их дополнению. В данном случае принадлежащий обществу объект был отнесен к местам массового скопления граждан не соответствующим законом субъекта РФ, а решением органа местного самоуправления. На этом основании суд пришел к выводу, что правомерность отнесения принадлежащего обществу торгового комплекса к местам массового скопления граждан не подтверждена.

На официальном сайте Минпромторга (www.minpromtorg.gov.ru) размещен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения органами государственной власти субъектов РФ мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, и Порядка определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». В частности, в этом проекте рекомендуется:
— органам государственной власти субъектов РФ в течение 3 месяцев с момента вступления в силу названного документа определить места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкоголя;
— органам государственной власти субъектов РФ при осуществлении градостроительной деятельности учитывать требования настоящего постановления;
— органам местного самоуправления в течение 6 месяцев с момента вступления в силу постановления определить границы прилегающих территорий.

На практике возможна ситуация, что после вступления в силу внесенных в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя поправок, а также после утверждения в субъектах РФ территорий, где продажа алкоголя запрещена, место нахождения отдельного обособленного подразделения торгового предприятия перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции. В этом случае организация торговли обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в таком обособленном подразделении. Также она обязана прекратить розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении, место расположения которого относится к территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации.

В связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений у организации возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии. До ее переоформления лицензиат может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 3 месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии (п. п. 13, 14 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). При этом в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии решением лицензирующего органа действие лицензии приостанавливается. Позднее она может быть аннулирована решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ст. 20 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Подведем предварительный итог: лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная до 22 июля 2011 г., действует до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должна быть переоформлена, если в ней указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют этим особым требованиям. За переоформление лицензии на право продавать алкогольные напитки в розницу уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб. (п. 18 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). В лицензирующий орган необходимо будет представить заверенную в установленном порядке копию документа об уплате госпошлины.

Возможна и обратная ситуация: торговая организация открывает новое обособленное подразделение. При переоформлении лицензии в связи с внесением в нее дополнительного места нахождения обособленного подразделения в лицензирующий орган представляются следующие документы:
— заявление;
— копия документа о постановке организации-заявителя на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, заверенная в установленном порядке. В случае если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;
— заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 3, 4 п. 3.2 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). В случае если указанные документы не представлены, эти документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в отношении этого обособленного подразделения, после чего лицензирующий орган проводит в указанном подразделении внеплановую выездную проверку;
— документы, подтверждающие наличие у лицензиата стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
— копия документа об уплате государственной пошлины (в сумме 2000 руб.).

Названные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов. Переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии в лицензирующий орган (п. 12 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).

Окончание срока аренды

Другим основанием для переоформления лицензии является окончание срока аренды торговых площадей (п. 12 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в редакции Федерального закона N 218-ФЗ). Ранее (до даты вступления в силу «алкогольных» поправок) переоформление лицензии в случае окончания срока аренды стационарного торгового объекта, используемого для осуществления розничной продажи алкогольных напитков, не предусматривалось.
Здесь возможно несколько вариантов развития событий:
1) по окончании срока действия договора аренды деятельность по розничной продаже алкоголя в данной торговой точке больше осуществляться не будет. В этом случае должен действовать вариант, описанный выше, — переоформление лицензии в связи с исключением из нее места нахождения обособленного подразделения;
2) по месту нахождения обособленного подразделения заключается новый договор аренды на срок не менее года. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон (п. 1 ст. 621 ГК РФ). В этом случае должно иметь место переоформление лицензии;
3) происходит пролонгация уже имеющегося договора аренды либо арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя (в этом случае согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок). Резонно возникает вопрос: необходимо ли переоформлять лицензию в названных ситуациях?

По сути, в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. То есть стороны вправе установить в договоре аренды положение, согласно которому срок этого договора пролонгируется на тех же условиях при отсутствии возражений сторон. Возможность возобновления договора аренды на тех же условиях в случае, если по соглашению сторон арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом, как уже указывалось выше, прямо урегулирована гражданским законодательством. При таких условиях, по нашему мнению, в описанных выше ситуациях положения п. 12 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя применяться не должны. В то же время во избежание недоразумений торговой организации целесообразно обратиться с данным вопросом в лицензирующий орган.

Кроме рассмотренных случаев, переоформлять лицензию необходимо также при изменении наименования организации (без ее реорганизации), места ее нахождения, иных указанных в лицензии сведений. Добавим, что в случае обращения плательщика (организации) с заявлением о совершении юридически значимого действия, в частности о переоформлении лицензии в связи с изменением наименования организации (без ее реорганизации), его местонахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды стационарного торгового объекта, используемого для розничной продажи алкоголя, либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии государственная пошлина должна уплачиваться как за совершение одного юридически значимого действия, связанного с переоформлением лицензии, и не должна зависеть от количества оснований, необходимых для ее переоформления, то есть в размере 2000 руб. (Письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-05-05-03/15).

Реорганизация юридического лица

В случае если организация торговли была реорганизована (в форме слияния, присоединения или преобразования), переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника (п. 11 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Одно исключение из общих правил: реорганизованное предприятие при переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции документы, предусмотренные пп. 2 п. 3.2 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, а именно подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда), в лицензионный орган не представляет.

Среди необходимых документов:
— заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган ведет переписку, направляет решения, извещения, уведомления с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции, срока, на который испрашивается лицензия;
— копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
— копия документа о государственной регистрации организации — юридического лица;
— копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
— документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
— заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В случае если отдельные документы (копия документа о государственной регистрации организации — юридического лица, копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе, заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям) не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
— копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (пп. 1 — 4 п. 1, п. 3.2 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). При этом размер пошлины не всегда одинаков. Если реорганизация юридических лиц осуществляется в форме слияния (при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) представляется копия документа об уплате госпошлины в размере 2000 руб. В других случаях реорганизации юридического лица (за исключением ситуации, указанной выше), представляется копия документа об уплате госпошлины в размере, установленном для предоставления соответствующего вида лицензии (государственная пошлина на предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляет 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии) (пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

* * *


В статье рассмотрены случаи, при наступлении которых торговая организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, должна переоформить лицензию. Как правило, эта процедура не занимает много времени и сил. Размер госпошлины, которую организации обязаны заплатить за совершение этого юридически значимого действия, тоже невелик — 2000 руб. (исключение — переоформление лицензии в случае реорганизации организации).

В то же время оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 100 тыс. руб. с конфискацией продукции (п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ). Таким образом, отсутствие переоформленной лицензии может явиться основанием для привлечения торговой организации к административной ответственности.

По материалам КонсультантПлюс


Внимание!
По вопросу размещения интересных материалов обращайтесь.